1 Администрация муниципального образования Плесецкий район Архангельская область | Муниципальная программа «Развитие общественного пассажирского транспорта в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район» на 2016-2020 годы»
164260 Архангельская область п. Плесецк, ул. Ленина, 33
Версия для слабовидящих
Официальный сайт муниципального образования
"Плесецкий муниципальный район"
Архангельская область

Контрольно-счётная комиссия муниципального образования «Плесецкий муниципальный район»

Плесецкая ТИК

 
 
 
 
Охрана труда
 
Налоговая инспекция
 
ГБУ СОН АО Плесецкий КЦСО Служба спасения 112
Справочник документов
Государственные услуги
ЕГЭ выбор будущего!
 
 
Главная » Документы » Программы » 2016 » Муниципальная программа «Развитие общественного пассажирского транспорта в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район» на 2016-2020 годы»

Муниципальная программа «Развитие общественного пассажирского транспорта в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район» на 2016-2020 годы»

Утв.пост. №1708-па от 16.11.2016

Приложения

 

 

Утв.постановлением
от 16.11.2016 № 1708-па

ПАСПОРТ

Муниципальная программа
«Развитие общественного пассажирского транспорта в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район»
на 2016-2020 годы»

Наименование муниципальной программы

Муниципальная  программа «Развитие общественного пассажирского транспорта в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район» на 2016-2020 годы» (далее – Программа)

Распоряжение от 17 июля 2015 года № 202-ра. «О разработке проекта муниципальной программы»;

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Отдел промышленности, предпринимательства, сельского хозяйства и транспорта администрации МО «Плесецкий район»;

Соисполнители муниципальной программы

Администрация МО «Плесецкий район»; МУП «АТП Плесецкое»;

Подпрограммы муниципальной программы

нет

Цели муниципальной программы <*>

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Плесецкого района;

повышение качества пассажирских перевозок в Плесецком  районе;

совершенствование системы управления пассажирским автомобильным транспортом; 

Задачи муниципальной программы

Внедрение новых технологий управления пассажирским автомобильным транспортом (автоматизированные системы управления перевозками и движением);          

модернизация парка подвижного состава и развитие производственно-технической базы муниципального пассажирского транспорта;                                 

создание условий предоставления транспортных услуг;

Повышение производительности автобусов за счет повышения коэффициента использования подвижного состава;

улучшение работоспособности автобусов за счёт более высокого коэффициента технической готовности;

обеспечение регулярности движения автобусов на внутрирайонных маршрутах;

повышение комфорта перевозки пассажиров автобусами;

уменьшение эксплуатационных затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

повышение уровня доходности на единицу муниципального автотранспорта;

снижение отрицательного влияния муниципального автотранспорта на окружающую среду, применение газомоторного топлива;                   

Сроки реализации муниципальной программы

2016 – 2020 годы:

Объемы и источники финансирования муниципальной программы <**>

общий объём финансирования Программы составляет 36376,9 тыс. руб, в том числе:

средств местного бюджета 27839,4тыс. руб, в т.ч.:

в 2016 году – 5794,2 тыс. руб;

в 2017 году – 5243,4 тыс. руб;

в 2018 году – 5415,4 тыс. руб;

в 2019 году – 5600,6 тыс. руб;

в 2020 году – 5785,8 тыс. руб;

- средства областного бюджета–8537,5тыс.руб.

- средства федерального бюджета – 0 тыс. руб.

- внебюджетные источники – 0 тыс. руб. 

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, АНАЛИЗ ПРИЧИН ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основными полномочиями района в транспортной сфере муниципального хозяйства являются создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района, в связи с чем, администрация МО «Плесецкий район» разрабатывает и реализует программы развития транспортной сферы.
Система пассажирского транспорта является одной из важнейших отраслей экономики Плесецкого района. Годовой пассажирооборот составляет свыше 1153,5 тыс. пасс.км Ускоренные темпы автомобилизации в последние годы ни в коей мере не уменьшили значимость автобусного пассажирского транспорта в общей системе транспортного обслуживания. С 2015 года снизилась возможность передвижения населения проживающего в населённых пунктах имеющих железнодорожное сообщение. Руководством РЖД отменены пригородные пассажирские поезда. В ряде поселений района отсутствует железнодорожный транспорт. В настоящее время очевидным фактором является то, что попытки решения проблемы транспортных сообщений только посредством увеличения парка индивидуальных автомобилей не могут привести к ожидаемому результату. В этих условиях повышение роли автобусного пассажирского транспорта (далее по тексту - АПТ) связано, в первую очередь, с необходимостью повышения качества транспортных услуг для привлечения пассажиров и обслуживание социальных маршрутов, которые как правило являются не рентабельными.
Надежная и эффективная работа АПТ в Плесецком районе является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности.
Возникновение проблем и их актуальность определяются различными факторами, влияющими на состояние АПТ, уровень и качество обслуживания населения, на производственно-хозяйственное и экономическое состояние предприятия пассажирской транспортной отрасли.
На сегодняшний день существующая автобусная маршрутная сеть охватывает большинство населенных пунктов района, соединяет их с районным центром.
На территории района 19 автобусных маршрутов, из них: два маршрута временно не востребованы, 5 - признаны социальными (убыточными) по причине малого пассажиропотока, наличия нелегальных перевозчиков, низкого тарифа за проезд и неудовлетворительных дорожных условий (они обслуживаются муниципальным предприятием).
Рынок автобусных перевозок сформировался лишь на 4 рентабельных маршрутах:
«Плесецк-Савинский», «Плесецк-Североонежск», «Плесецк-Обозерская», «Плесецк-Нижнее Устье». Наиболее рентабельными являются маршруты, имеющие значительный пассажиропоток и наилучшие дорожные условия, это «Плесецк-Савинский», «Плесецк-Североонежск». Перевозчики, работающие на указанных маршрутах, имеют возможность вовремя обновлять автобусный парк и поддерживать его в высокой технической готовности.
Муниципальным пассажирским транспортом МУП «АТП Плесецкое» обслуживаются 10 автобусных маршрутов, в том числе: 5 – междугородних, 5 - пригородных.
Состояние автобусного парка предприятия МУП «АТП Плесецкое» обслуживающего в основном социальные маршруты неудовлетворительное.
Количество автобусов 17 едениц. Автобусный парк изношен на 79%. В период действия Программы 2010-2015 годы на условиях софинансирования приобретено 9 автобусов. Остальные автобусы имеют срок эксплуатации от 10 до 24 лет. Для снижения затрат на перевозках с малым пассажиропотоком предприятие приобрело по лизингу 2 микроавтобуса. Для снижения затрат предприятия необходимо часть автобусов направлять для работы по договорам и зарабатывать средства в ущерб качества перевозок на основных маршрутах.
Администрация Плесецкого района осуществляет свою деятельность в сфере развития транспортной сети муниципального хозяйства в соответствии с программными документами, как на ближайшую перспективу, так и на долгосрочную.
В соответствии с Программой развития общественного пассажирского транспорта будут реализованы следующие мероприятия:
- модернизирован парк подвижного состава и производственно-технической базы муниципального пассажирского транспорта;
- определены компенсации выпадающих доходов транспортным предприятиям из-за разницы между тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом, которые в установленном порядке обосновали тарифы на перевозку пассажиров на социальных маршрутах;
- внедрены новые технологии управления муниципальным пассажирским транспортом (автоматизированных систем управления перевозками и движением ГЛОНАСС);
- оптимизирована маршрутная сеть;
- созданы благоприятные финансовые условия для перевозчиков, которые предоставляют населению транспортные услуги на социальных маршрутах;
- создаются лучшие условия по обеспечению безопасности дорожного движения;
- создаются предпосылки для участия перевозчиков в конкурсах по пассажирским перевозкам на социальных маршрутах.
1. Одним из основных направлений является обновление подвижного состава и перевод его на газомоторное топливо.
В целях обновления подвижного состава до 2020 года запланировано приобретение, для предприятий обслуживающих социальные маршруты, 5 автобусов на сумму более 17,0 млн. руб. за счет средств федерального, областного и районного бюджетов, а также внебюджетного финансирования. Реализация указанного мероприятия позволит до конца 2020 года довести средний возраст муниципального пассажирского транспорта до 7 лет.
2. Одним из наиболее значимых компонентов при оценке качества предоставляемых транспортных услуг является культура обслуживания пассажиров, которая на сегодняшний день приобретает все большее значение в работе общественного пассажирского транспорта.
Перевозки осуществляются с предоставлением всех предусмотренных действующим законодательством льгот.
В соответствии с нормативными актами Архангельской области в сфере тарифного регулирования и в целях нормализации финансово-хозяйственной деятельности предприятий транспорта, а также организации бесперебойной перевозки пассажиров, с 2016 года за счет средств бюджета района будет осуществляться финансирование компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий из-за разницы между тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом, которые в установленном порядке обосновали тарифы на перевозку пассажиров на социальных маршрутах. В 2015 году общая сумма финансирования составила 3420,9 тыс. руб.
3. В направлении повышения качественного управления движением автобусов до 2020 года, будут реализованы меры по оборудованию всего подвижного состава, работающего на маршрутах, средствами контроля за движением транспортных средств, соблюдения режима труда и отдыха водителей на междугородных и пригородных маршрутах ТАХОГРАФАМИ (Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»), в рамках реализации предыдущей программы (2013-2015годы), автобусы были оборудованы системой спутникового мониторинга и диспетчеризации, что позволило в режиме реального времени осуществлять управление процессом пассажирских перевозок, а также обеспечивать дополнительное предоставление пассажирам услуг, в форме информации о месте нахождения и времени прибытия на остановочный пункт ближайшего транспортного средства конкретного маршрута, с использованием каналов сотовой связи и сети Интернет.
4. Формирование маршрутной сети осуществляется на основании реального спроса населения на перевозки, устанавливаемого путем анализа статистических данных, обсчета пассажиропотока.
Администрация района два раза в год организует и проводит обследование пассажиропотока и дорожных условий на автобусных маршрутах общего пользования внутрирайонного сообщения.
Формирование результатов обследования в отчетном периоде, характеризующих динамику изменений показателей работы транспортной отрасли, позволяет администрации района увязать свою работу в сфере оптимизации маршрутной сети с реальными фактическими данными по пассажиропотоку, а также определять фактическое количество поездок, совершаемое различными категориями пассажиров, количество необходимого подвижного состава на маршрутных линиях района.
5. Обеспечение безопасности дорожного движения, снижение уровня аварийности, а также полное, своевременное и качественное удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках являются одним из приоритетных направлений в деятельности администрации района.
В рамках реализации данных направлений в транспортных предприятиях проводятся следующие мероприятия:
- занятия с ИТР и служащими по обеспечению безопасности дорожного движения;
- занятия с водителями по 20-часовой программе НИИАТ;
- оборудование и обновление наглядной агитации классов БД;
- обследование дорожных условий на маршрутах;
- контроль на линиях за соблюдением водителями ПДД и правил пассажирских перевозок. В целях повышения безопасности дорожного движения будет продолжена реализация мероприятий, направленных на минимизацию дорожно-транспортных происшествий, по предупреждению аварийности, совершенствованию организации дорожного движения.
Кроме того, администрация района выступает в качестве заказчика-координатора программы "Повышение безопасности дорожного движения на территории МО «Плесецкий район на 2014 – 2017 годы», в рамках которой реализуются мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.
Реализация мероприятий Программы развития общественного пассажирского транспорта позволит на должном уровне осуществить реформирование транспортной отрасли, формировать устойчиво развивающуюся, эффективно и надежно функционирующую, экологически ориентированную систему общественного пассажирского транспорта, а также решать основную задачу по организации комфортного транспортного обслуживания жителей Плесецкого района и повышению качества оказываемой услуги.
Учитывая результаты деятельности транспортной отрасли района, дальнейшее ее развитие целесообразно осуществлять с применением программно-целевого метода, как наиболее эффективного средства достижения намеченных целей, с разработкой программы «Развитие общественного пассажирского транспорта в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район» на 2016-2020 годы».
Реализация программных мероприятий позволит улучшить условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального района.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ, А ТАКЖЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

2.1. Для разработки Программы развития общественного пассажирского транспорта произведен анализ технико-эксплуатационных и финансовых показателей, которые в комплексе отражают существующую ситуацию и позволяют выявить основные проблемы, которые должны быть решены для развития автобусного пассажирского транспорта (далее - АПТ) и повышения качества транспортного обслуживания жителей Плесецкого района. С точки зрения программно-целевого планирования функционирование пассажирского транспорта должно осуществляться на основе целевых установок, социальных норм, финансовых и ресурсных ограничений. Комплекс мероприятий только тогда будет реальным, когда он будет обеспечивать достижение заявленных целевых показателей.
2.2. Целями Программы являются повышение качества пассажирских перевозок в районе, совершенствование системы управления автобусным пассажирским транспортом.
2.3. На основе анализа ситуации определены основные задачи совершенствования управления АПТ на период действия Программы. Приоритетным является выполнение следующих задач:
2.3.1. внедрение новых технологий управления транспортом (автоматизированные системы управления перевозками и движением);
2.3.2. модернизация парка подвижного состава с применением автобусов, работающих на газомоторном топливе и развитие производственно-технической базы АПТ;
2.3.3. создание условий предоставления транспортных услуг.
2.4. Программа содержит не только комплекс мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания населения, но также является инструментом планирования и прогнозирования развития транспортной системы района. Разработка мероприятий по решению основных проблем функционирования АПТ осуществлялась на основе системы целевых показателей и детальном анализе ситуации.
2.5. Реализация Программы рассчитана на 2016-2020 годы.
2.6. Мероприятия Программы «Развитие общественного пассажирского транспорта в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район» на 2016-2020 годы» разработаны на основе целевых показателей качества обслуживания пассажиров автомобильным транспортом.
Целевые нормативы качества в комплексе отражают существующую ситуацию и устанавливают значения целевых показателей на срок действия Программы.
Перечень целевых показателей не ограничивается только параметрами, характеризующими технологические и технические особенности функционирования АПТ. Расширение комплекса показателей обусловлено его инфраструктурной особенностью, тесной взаимосвязью междугородных и пригородных пассажирских перевозок со всеми отраслями экономики и социальной сферой.
В комплексе целевых показателей работы АПТ необходимо отразить результаты его функционирования по созданию транспортных условий нормальной деловой и социальной активности населения. Достижение целевых норм обеспечивает устойчивое развитие общества и гарантирует населению района заданный уровень транспортного обслуживания.
Система АПТ должна обеспечивать сбалансированное сочетание общественного и индивидуального транспорта с учетом местных социально-экономических, технических и экологических особенностей, комфортабельное, надежное и безопасное обслуживание населения.
2.7. Определение целевых показателей, прежде всего, базируется на определении общих социально-экономических параметров, которые имеют следующую структуру:
- общие показатели состояния муниципального образования;
- показатели развития транспортной системы;
- прогнозные показатели потенциального развития района.
2.8. Реализация Программы в 2016-2020 гг. позволит: обеспечить условия обновления парка муниципальных автобусов на уровне не менее 1 единицы в год при условии выделения соответствующих бюджетных ассигнований, сохранить долю населения, проживающего в населенных пунктах, имеющих регулярное автобусное сообщение с административным центром муниципального района, в общей численности населения района.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятия Программы направлены на реализацию задач и достижение целей Программы. Они сгруппированы по разделам, сформированным по основным проблемам, существующим в области совершенствования системы оказания муниципальных услуг в транспортной сфере. Запланированное выделение бюджетных средств на реализацию программных мероприятий должно осуществляться исходя из установленных лимитов расходной части по отраслям, финансируемым из соответствующего бюджета

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Основными источниками финансирования программы «Развитие общественного пассажирского транспорта в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район» на 2016-2020 годы» являются:
- средства бюджета района;
- средства областного бюджета;
- средства федерального бюджета;
- внебюджетные средства предприятий.
4.2. Общий объем финансирования программы на период 2016-2020 гг. – 36376,9 тыс. рублей, в том числе:
2016 г. – 7501,7 тыс. рублей;
2017 г. – 6950,9 тыс. рублей;
2018 г. – 7122,9 тыс. рублей;
2019 г. – 7308,1 тыс. рублей;
2020 г. – 7493,3 тыс. рублей;

ОБЪЁМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Источники 
финансирования

Всего, 
тыс. руб.

В том числе по годам:

2016

2017

2018

2019

2020

Средства бюджета района  

27839,4

5794,2

5243,4

5415,4

5600,6

5785,8

Средства областного бюджета 

8537,5

1707,5

1707,5

1707,5

1707,5

1707,5

Средства федерального бюджета

0

0

0

0

0

0

Внебюджетные средства (средства предприятия)

0

0

0

0

0

Итого      

36376,9

7501,7

6950,9

7122,9

7308,1

7493,3

4.3. Финансирование Программы из внебюджетных средств не определено, ввиду отсутствия дополнительных средств доходов. Финансирование средств федерального бюджета не определено ввиду отсутствия процентного соотношения финансирования.
4.4. Финансирование из областного бюджета на приобретение подвижного состава предусматривается при положительном рассмотрении заявки района по участию в программе развития общественного пассажирского автотранспорта Архангельской области.
4.5. Объёмы указанных средств являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению.
Утвержденная программа реализуется за счет бюджета района в объёмах, утверждённых решением Собрания депутатов МО «Плесецкий муниципальный район» на соответствующий финансовый год.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1. Координация мероприятий по реализации Программы будет осуществляться через муниципальные правовые акты, соглашения о намерениях и договоры о сотрудничестве с организациями, участвующими в программных мероприятиях, муниципальные контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для реализации Программы, в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5.2. Механизмом вовлечения предприятий и организаций района в процесс развития пассажирского транспорта являются транспортно-ориентированные мероприятия, направленные на развитие этой отрасли, повышение качества пассажирских перевозок в Плесецком районе, обеспечение безопасности пассажирских перевозок и дорожного движения, улучшение экологической обстановки.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

6.1. Управление муниципальной программой «Развитие общественного пассажирского транспорта в муниципальном образовании «Плесецкий муниципальный район» на 2016-2020 годы» осуществляется заказчиком-координатором – администрацией МО «Плесецкий район», которая:
6.1.1. разрабатывает проекты распорядительных и иных документов, необходимых для выполнения Программы;
6.1.2. осуществляет координацию работ, выполняемых исполнителями Программы;
6.1.3. осуществляет при проведении мониторинга Программы необходимые корректировки программно-целевых мероприятий и её ресурсного обеспечения;
6.1.4. обеспечивает информационную поддержку Программы;
6.1.5. несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
6.1.6. осуществляет контроль за реализацией Программы в пределах своих полномочий;
6.1.7. ежегодно, до 1 марта следующего года, готовит отчёт о ходе выполнения Программы в отчётном году.
6.2. Заказчик-координатор несет ответственность за решение задач путем реализации Программы и за обеспечение утвержденных значений целевых индикаторов.

7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7.1. Социально-экономическая эффективность реализации программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих стратегический приоритет создания условий качественно высокого уровня организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального района.
7.2. Реализация предлагаемых в Программе мероприятий позволит обеспечить повышение уровня качества транспортных услуг, а следовательно, повысить конкурентоспособность и привлекательность муниципального пассажирского транспорта, что в свою очередь благоприятно отразится на экономическом развитии и экологической обстановке в районе.
7.3. Обновление автобусного парка и увеличение срока его службы смогут улучшить транспортные услуги и обеспечить следующие критерии работы муниципального автотранспорта:
7.3.1. Количественные:
- повышение производительности автобусов за счет повышения коэффициента использования подвижного состава;
- улучшение работоспособности автобусов за счет более высокого коэффициента технической готовности.
7.3.2. Качественные:
- обеспечение регулярности движения автобусов на внутрирайонных маршрутах;
- повышение комфорта перевозки пассажиров автобусами.
7.3.3. Экономические:
- уменьшение эксплуатационных затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
- повышение уровня доходности на единицу муниципального автотранспорта;
- снижение отрицательного влияния муниципального автотранспорта на окружающую среду.
7.4. Реализация положений Программы позволит получить социальные эффекты:
- пополнение муниципального транспорта новыми автобусами позволит обеспечить высокое качество обслуживания населения Плесецкого района;
- улучшение условий труда работников транспортных предприятий.
7.5. Эффективность Программы оценивается совокупностью прямой и косвенной эффективности.
7.5.1. Прямая экономическая эффективность оценивается увеличением доходов, снижением себестоимости перевозок, увеличением прибыли (уменьшением убыточности) предприятия муниципального пассажирского транспорта, повышением суммы налоговых платежей, поступающих от предприятия.
7.5.2. Косвенная эффективность оценивается совокупностью социальной и экологической эффективности. Повышение коэффициента использования подвижного состава приводит к повышению его производительности, а следовательно, к повышению уровня качества перевозок пассажиров при неизменном количестве подвижного состава. Оздоровление окружающей среды отражается на состоянии здоровья настоящих жителей района и их будущих поколений.

Приложение

Дата создания материала: 29-12-2016. История изменений

Как нас найти

Администрация муниципального образования

«Плесецкий район»

Контакты: 

Адрес: 164262 Архангельская область п. Плесецк, ул. Ленина, 33
Электронный адрес:  moples@bk.ru

Тел/Факс: 8(81832) 7-70-10


Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *